Одним из последствий государственной децентрализации Киевской  державы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий,  когда Юг и Западная Русь попали под  власть  Литвы.  Некогда единый славянский народ разделился на три ветви - великороссов,  украинцев белоруссов. Разрыв культурных и политических связей связей между частями  некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей,  хотя осознание духовно-этнической  общности не оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированности.   Присоединение западно-русских  земель  к  Литве  началось во второй трети 13 века при великом князе Литовском Миндовге (?  - 1341). Захватив русский городок Новогородок (или Новгродск) в верховьях Немана, он основал в нем свое княжество и распространил свою власть на  некоторую часть Литвы, жмуди, ятвигов и на русские волости: Полоцкую, Витебскую, отчасти Смоленскую. Покорив русские земли с помощью своих литовцев, он уже  затем с помощью русских распространил свое влияние и господство среди литовских князьков. Воюя с немцами, он двигал против них в одном ополчении  и  литовцев и русских.  Так,  он первый из литовских князей старался сблизить враждебные племена русские и литовские и на их  соединении построить свое государство.  Это государство было еще непрочно и слабо, но оно давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар, потому оно и держалось. 

С 1315 года в Литве действует князь Гедимин (1315 - 1341),  основатель  династии Гедиминовичей,  образовавший из литовских и русских земель больше государство.  Гедимин подчинил себе все русские  княжества от Полоцка до Киева (1362) и подготовил присоединение Волыни. Границами его земель с востока были земли Смоленские И Черниговские,  а с юга - Волынские.  Своим  обширным  княжеством Гедимин управлял сначала из неприступного города Троки (Трокский замок стоял  на  острове  посреди озера), а затем из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Немана.   Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Литовской династии удалось образовать такой центр,  к которому стала тяготеть  потерявшая свое единство вся юго-западная Русь.  Гедимин начал собирание,  а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совершилось быстро и легко, потому, что население русских земель само охотно шло под власть обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием,  подчиняя господствующую в политическом плане  народность  - литовцев.  Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русские служили в литовских войсках,  нередко занимая руководящие должности, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в посольства от имени литовского государя.  При дворе и в официальном  делопроизводстве  господствовал  русский язык,  поскольку в то время литовского письменного языка не существовало вовсе.  Гедимин и сам  себя считал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с немцами называл себя "Rex Litwinorum Ruthenorumque".   Эти тенденции  были  сломлены,  когда великим князем Литовским стал Ягайло (1377 - 1392). В 1385 году из Польши ему было сделано предложе-ние жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. У польского правительства были веские  побуждения  желать  этого  брака."Надобен был жених, - пишет С.Ф.Платонов, - не столько приятный невесте,  сколько полезный польскому государству.  Такого и нашли  польские паны в лице Ягайла".   В 1386 году Ягайло принимает  католичество, женится на Ядвиге и становится королем Польши под именем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в католичество,  сопровождавшееся  одновременным наступлением и на православие.  До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две  религии  - православие  и язычество.  Православно-русское население занимало,  по приблизительному подсчету, 9/10 всех земель государства . Литовцы, как уже  отмечалось,  испытывали  на себе сильнейшее влияние русской гражданственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение того  и  другого  народа под одною властью,  совершалось исподволь и без острой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было стать сплошь православно-русским государством.  Православие в Литве преобладало численно;  католичество же стало там  господствующим  исповеданием, потому  что государь Литовский сам его принял и обязался его распространять.  Таким образом,  в Литовском государстве появилась возможность религиозной вражды и столкновений на религиозной почве.  С другой стороны,  католичество было принесено в Литву поляками  и  сопровождалось поэтому польским культурным влиянием.   Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристократии,  да и русского населения вообще.  Началась  католическая экспансия на западные земли Руси.  Упразднялись крупные областные княжения в  Полоцке,  Витебске,  Киеве  и других  местах,  самоуправление заменялось наместничеством.  Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую.  Полонизация  и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати,  в то время как большинство  русских  сохраняло  верность  православию  и древним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов 14 века.  Эта вражда перерастала в жесткую  политическую  борьбу,  в  ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого  Русского  государства.  Процесс складывания государственного ядра на северо-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их.  

 

Hosted by uCoz