Одним из последствий государственной децентрализации Киевской державы, усиленных Батыевым погромом, стало разобщение древнерусских территорий, когда Юг и Западная Русь попали под власть Литвы. Некогда единый славянский народ разделился на три ветви - великороссов, украинцев белоруссов. Разрыв культурных и политических связей связей между частями некогда единого целого вел к консервации некоторых диалектных и обрядовых особенностей, хотя осознание духовно-этнической общности не оставляло потомков древних русичей в условиях взаимоизолированности. Присоединение западно-русских земель к Литве началось во второй трети 13 века при великом князе Литовском Миндовге (? - 1341). Захватив русский городок Новогородок (или Новгродск) в верховьях Немана, он основал в нем свое княжество и распространил свою власть на некоторую часть Литвы, жмуди, ятвигов и на русские волости: Полоцкую, Витебскую, отчасти Смоленскую. Покорив русские земли с помощью своих литовцев, он уже затем с помощью русских распространил свое влияние и господство среди литовских князьков. Воюя с немцами, он двигал против них в одном ополчении и литовцев и русских. Так, он первый из литовских князей старался сблизить враждебные племена русские и литовские и на их соединении построить свое государство. Это государство было еще непрочно и слабо, но оно давало литовцам защиту от немцев, а русским - прибежище от татар, потому оно и держалось.
С 1315 года в Литве действует князь Гедимин (1315 - 1341), основатель династии Гедиминовичей, образовавший из литовских и русских земель больше государство. Гедимин подчинил себе все русские княжества от Полоцка до Киева (1362) и подготовил присоединение Волыни. Границами его земель с востока были земли Смоленские И Черниговские, а с юга - Волынские. Своим обширным княжеством Гедимин управлял сначала из неприступного города Троки (Трокский замок стоял на острове посреди озера), а затем из Вильны, построенной им на реке Вилии, притоке Немана. Две трети всех земель Гедимина были русскими землями. Ясно, что Литовской династии удалось образовать такой центр, к которому стала тяготеть потерявшая свое единство вся юго-западная Русь. Гедимин начал собирание, а его дети и внуки собирание закончили. Дело это совершилось быстро и легко, потому, что население русских земель само охотно шло под власть обруселых Гедиминовичей. Русское влияние в новом государстве пользовалось подавляющим преобладанием, подчиняя господствующую в политическом плане народность - литовцев. Гедимин и его сыновья были женаты на русских княжнах, русские служили в литовских войсках, нередко занимая руководящие должности, они управляли от имени Гедимина городами и волостями, ездили в посольства от имени литовского государя. При дворе и в официальном делопроизводстве господствовал русский язык, поскольку в то время литовского письменного языка не существовало вовсе. Гедимин и сам себя считал не только литовским, но и русским князем, и в отношениях с немцами называл себя "Rex Litwinorum Ruthenorumque". Эти тенденции были сломлены, когда великим князем Литовским стал Ягайло (1377 - 1392). В 1385 году из Польши ему было сделано предложе-ние жениться на польской королеве Ядвиге и соединить Польшу и Литву. У польского правительства были веские побуждения желать этого брака."Надобен был жених, - пишет С.Ф.Платонов, - не столько приятный невесте, сколько полезный польскому государству. Такого и нашли польские паны в лице Ягайла". В 1386 году Ягайло принимает католичество, женится на Ядвиге и становится королем Польши под именем Владислава. Началось общее обращение литовцев-язычников в католичество, сопровождавшееся одновременным наступлением и на православие. До 1386 года в Русско-Литовском государстве было две религии - православие и язычество. Православно-русское население занимало, по приблизительному подсчету, 9/10 всех земель государства . Литовцы, как уже отмечалось, испытывали на себе сильнейшее влияние русской гражданственности; и они подчинялись ему охотно, потому что соединение того и другого народа под одною властью, совершалось исподволь и без острой вражды. Русско-Литовское княжество, казалось, должно было стать сплошь православно-русским государством. Православие в Литве преобладало численно; католичество же стало там господствующим исповеданием, потому что государь Литовский сам его принял и обязался его распространять. Таким образом, в Литовском государстве появилась возможность религиозной вражды и столкновений на религиозной почве. С другой стороны, католичество было принесено в Литву поляками и сопровождалось поэтому польским культурным влиянием. Амбиции польской шляхты, связанные со стремлением проникнуть на обширные западнорусские земли, были удовлетворены. Ее права и привилегии быстро перевесили права русской аристократии, да и русского населения вообще. Началась католическая экспансия на западные земли Руси. Упразднялись крупные областные княжения в Полоцке, Витебске, Киеве и других местах, самоуправление заменялось наместничеством. Литовская аристократия сменила культурную ориентацию с русской на польскую. Полонизация и окатоличивание захватили часть и западнорусской знати, в то время как большинство русских сохраняло верность православию и древним традициям. Началось национально-религиозная вражда, которой не было до 80-х годов 14 века. Эта вражда перерастала в жесткую политическую борьбу, в ходе которой у национально мыслящей части западно-русского населения неизбежно крепли настроения в пользу единого Русского государства. Процесс складывания государственного ядра на северо-востоке Руси влиял на эти настроения и усиливал их.