3.Русская историческая школа: истоки и эволюция
М.В. Ломоносов (1711-1765) и В.Н. Татищев (1686-1750), стоявшие у истоков русской исторической
науки, считали, что знание, просвещение определяют ход исторического процесса.
Основатели российской исторической школы:
1)Н.М.Карамзин 1746-1826 (История государства Российского) Главная мысль - необходимость для
России мудрого самодержавия.
2)С.М.Соловьев 1820-1879 (История России с древнейших времен 29 томов) видел ход истории нашей
страны в переходе от родовых отношений к семье и далее к государственности. Три важнейших фактора: природа страны, природа племени и ход внешних событий объективно определяли ход русской истории.
3)В.И.Ключевский 1841-1911 (Курс Русской истории) Ученик С.М. Соловьева, развивая идеи своего учителя, считал, что необходимо выявить всю совокупность фактов и факторов (географический,
этнический, экономический, социальный, политический и т.д.), характерных для каждого периода. "Человеческая природа, людское общество и природа страны - вот те три основные силы, которые строят людское общежитие". Близко к нему по теоретическим взглядам был С.Ф. Платонов (1850-1933), чьи "Лекции по русской истории" неоднократно, как и труды Н.М. Карамзина, С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, переиздавались в последние годы.
В советский период историки особенно успешно изучали социально-экономическую проблематику, движение народных масс. Были выявлены и введены в научный оборот новые исторические источники. Однако господство в теоретической сфере только одной марксистско-ленинской концепции существенно сковывало творчество ученых. Они исходили из определяющей роли материального производства в жизни людей и видели смысл исторического развития в переходе от одной общественно-экономической формации к другой, завершающемся построением на земле коммунистического общества.