Культура и власть в послевоенные годы. Война нанесла значитель-
ный ущерб отечественной культуре, ее материальной базе. Были разру-
шены тысячи школ, сотни вузов и музеев, сожжены или вывезены за
пределы страны сотни тысяч книг. С фронта не вернулись многие та-
лантливые ученые, писатели, художники. Сократился выпуск специали-
стов в вузах.
В трудных условиях послевоенного времени государство изыскивало
средства для развития науки, народного образования, искусства. Возро-
ждение разрушенных очагов культуры началось сразу же после изгна-
ния врага с оккупированных территорий и продолжалось в последую-
щие годы.
Характерной чертой развития культуры в послевоенные годы было
усиление вмешательства партийно-государственного аппарата в куль-
турную жизнь общества. Сфера идеологии рассматривалась как некий
"идеологический фронт
Требования к работам творческий интеллигенции нашли отражение
в постановлениях ЦК партии второй половины 40-х годов по вопросам
литературы и искусства. В числе первых появилось постановление "О
журналах "Звезда" и "Ленинград" (1946 г.). Поводом для него послужи-
ла публикация в журнале "Мурзнлка" рассказа М.М. Зощенко
"Приключения обезьянки", перепечатанного затем литературным жур-
налом "Звезда". Политическая оценка детского рассказа М.М. Зощенко
была дана на заседании Оргбюро ЦК партии, где присутствовали И.В.
Сталин, секретарь ЦК по вопросам идеологии А.А. Жданов, другие
идеологические работники, писатели. Повести, рассказы и стихи ряда
авторов были признаны несовместимыми с социалистическим мировоз-
зрением. М.М. Зощенко был обвинен в безыдейности, вульгарности и
аполитичности. В постановлении и в разъясняющих его публикациях
содержались политические обвинения и оскорбления в адрес А.А. Ах-
матовой, М.М. Зощенко и других советских литераторов.
В конце 40-х годов развернулась борьба за советскую национальную
культуру, против космополитизма. Страницы газет и журналов были
заполнены статьями, направленными против "буржуазного космополи-
тизма" и его носителей. Космополитами были объявлены представители
науки, литературы и искусства, в творчестве которых усматривалось
"преклонение перед всем западным". Особенно сильно эта кампания
затронула историческую науку.
Многие известные советские ученые (И.И. Минц, И.М. Разгон и др.)
были обвинены в искажении истории советского общества. Трудам этих
авторов инкриминировались принижение роли СССР в мировом истори-
ческом процессе, умаление роли русского народа и русского рабочего
класса в победе Октябрьской революции и гражданской войне, в по-
строении социалистического общества. Борьба с космополитизмом со-
провождалась "проработками" и административными мерами против
известных исследователей. Она привела к тому, что в науке на долгие
годы остались нетронутыми сложившиеся в 30-40-е годы концепции
исторического развития. Малейшие отклонения в трудах ученых от
сложившихся взглядов, их попытка по-новому взглянуть на научные
вопросы рассматривались как нарушение принципа партийности в
науке.
Административное вмешательство в творческую деятельность пред-
ставителей культуры, борьба с "буржуазной идеологией", политические
оценки художественного творчества и научной работы вызывали глубо-
кие деформации в развитии духовной жизни общества.
Диктатура в духовно-идеологической сфере тяжело отражалась на
развитии науки. С большими трудностями сталкивались исследователи,
занимавшиеся квантовой механикой, кибернетикой, генетикой. С ведо-
ма руководителей страны был организован настоящий разгром ученых-
генетиков. На сессии ВАСХНИЛ в августе 1948 г. они были объявлены
лжеучеными, а их труды - вне закона.