Вторая половина 60-х - середина 80-х годов были периодом нарас-
тания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они прояв-
лялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений насе-
ления, падении авторитета СССР на международной арене. Принимае-
мые руководством страны меры по "совершенствованию" социализма не
могли остановить надвигающегося кризиса административно-командной
системы.
Две тенденции развития. В общественно-политической жизни 60-х -
70-х годов происходили сложные и противоречивые процессы. Под ви-
дом борьбы с волюнтаризмом Н.С. Хрущева свертывались начатые им
преобразования. В конце 1964 г. состоялось объединение промышлен-
ных и сельских партийных организаций. Позднее была упразднена тер-
риториальная система управления народным хозяйством. Устранялись
искривления, допущенные в аграрной сфере, в частности по отношению
к личному приусадебному хозяйству.
Начался отход от курса десталинизации. В печати прекратились
критика культа личности И.В. Сталина, разоблачение беззаконий ста-
линского режима. Вновь была ужесточена цензура. Как и прежде, огра-
ничивался доступ к источникам научной информации - отечественной и
зарубежной - для исследователей. Эта мера повлекла за собой тяжелые
последствия для развития науки.
В начале 70-х годов Л.И. Брежневым было заявлено о том, что в
СССР достигнуто равенство республик по уровню экономики и культу-
ры и что национальный вопрос в стране решен.
Общественные объединения из представителей различных категорий
населения действовали при местных Советах. Но социальный состав
самих Советов, соотношение в нем рабочих, колхозников и интеллиген-
ции определялись партийными органами. Под партийным контролем
находилась повседневная работа всех структур государственной власти
в центре и на местах.
Хозяйственные реформы середины 60-х годов. Реорганизации и
реформы в экономике конца 50-х - начала 60-х годов не привели к по-
зитивным сдвигам. Падали темпы экономического развития. Для нового
руководства страны была очевидной необходимость продолжения эко-
номических реформ.
Преобразования коснулись прежде всего сельского хозяйства. В мар-
те 1965 г. были введены твердые планы закупок сельхозпродукции на
несколько лет вперед. Повышались заготовительные цены на зерновые
культуры. Увеличивались надбавки к действующим закупочным ценам
на скот. Колхозы переводились на прямое банковское кредитование.
Вводилась гарантированная оплата труда колхозников. Были сняты ог-
раничения с их личных хозяйств.
Осенью 1965 г. начала осуществляться экономическая реформа в
промышленности. Ей предшествовала длительная дискуссия, в которой
участвовали хозяйственные работники и крупные ученые-экономисты, в
их числе B.C. Немчинов, Л.М. Бирман и др. В ходе дискуссии высказы-
вались мысли о необходимости внедрения полного хозрасчета и само-
окупаемости предприятий. Идеи эти были расценены как несвоевремен-
ные, тем не менее в реформу были заложены некоторые принципы ры-
ночной экономики (прибыль, хозрасчет).
Принятая реформа устанавливала одним из главных показателей ра-
боты предприятий объем реализованной продукции. Сокращалось коли-
чество плановых показателей, вводимых государством. На предприятиях
создавались специальные фонды за счет отчислений от прибыли. Их
средства предназначались для развития производства и материального
поощрения работников. Вводились изменения в систему управления
промышленностью. Упразднялись Советы народного хозяйства и восста-
навливалось отраслевое управление. Отныне оно должно было действо-
вать в условиях новых принципов планирования и хозяйственной само-
стоятельности предприятий. Реформа, таким образом, повышала роль
экономических методов управления. Но она не затрагивала основ ко-
мандно-административной системы.
Социальная сфера. Противоречия в развитии общества затруднили
выполнение планов социальных мероприятий. Успешнее других шло
решение жилищной проблемы. Медленнее запланированного шел рост реальных доходов населения.
Были увеличены размеры ежемесячной зарплаты низкооплачиваемым
категориям работников. Одновременно велось неоправданное сближение
оплаты труда инженерно-технического персонала и рабочих. Рост зар-
платы велся без учета реальных результатов труда работающих.
В 70-х — начале 80-х годов резко сократились капиталовложения в
социальную сферу. Ее финансирование по "остаточному" принципу
особенно тяжело отразилось на условиях жизни сельского населения.
В социальную сферу, так же как и в другие области жизни, глубоко
проникли негативные явления. В значительной мере это было связано с
появлением нового социального слоя в обществе - так называемой "но-
менклатуры". Руководители высшего и среднего уровня занимали осо-
бое, привилегированное положение в системе распределения материаль-
ных благ. Для них существовало специальное снабжение продовольст-
венными и промышленными товарами, действовали специальные поли-
клиники, больницы, санатории. "Номенклатура" была надежной опорой
проводимого политического курса. Усиление социального неравенства,
нарушения законности со стороны некоторых руководящих работников,
славословия в адрес Л.И. Брежнева на партийных съездах и в печати
вызывали растущее недовольство в стране. Падал авторитет Коммуни-
стической партии. Попытки преемников Л.И. Брежнева преодолеть
"деформации социализма" успеха не имели.