Образование и наука. В 70-е годы в стране развернулась подготови-

тельная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе

и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс.

Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения

общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в

учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось

изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к

обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Одна-

ко, по мнению специалистов, выпускники школы были слабо подготов-

лены к самостоятельному труду. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако

слабость материально-технической базы школ не позволила осущест-

вить намеченный план полностью.

 

Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть ву-

зов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказа-

ния помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь соз-

давались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования.

Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы

"перестройки" стали входить в практику договорные обязательства ме-

жду вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенно-

го профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в раз-

витии высшей школы и ее связях с производством.

 

Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в не-

которых ее отраслях наметилось отставание.

 

В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позво-

лило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась

разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В ча-

стности, активно проводились космические исследования. Вошли в

практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изы-

сканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в гео-

логии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и

лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.

 

Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного со-

единения науки с производством. Основной формой их слияния стали

научно-производственные объединения (НПО).

 

В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изме-

нили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринима-

тельские и коммерческие организации. Некоторые представители точ-

ных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубеж-

ных исследовательских центрах.

 

Литература и искусство. В литературе и искусстве второй половины

60-х - конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -

официально признанная. Она была представлена публикуемыми повес-

тями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными

полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными

произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизве-

стное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры,

созданное не в рамках традиционного метода социалистического реа-

лизма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко

оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались

"однодневками". И, наоборот, многие работы второго, непризнанного

ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.

 

На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа про-

заиков, темой творчества которых являлась современная им деревня.

 

Идеологизацид общественной жизни тяжело отражалась на развитии

живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодоле-

вать организаторам выставок одного из талантливейших художников

И.С. Глазунова. В то же время была открыта "зеленая улица" для пуб-

ликации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеоло-

гическим основам социалистической культуры. Во второй половине

70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги

Л.И. Брежнева "Малая земля", "Целина" и "Возрождение". Книги-

воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК

КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основ-

ном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза

писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писа-

тельского Союза.

 

Запрещенные властями литературные произведения печатались, как

правило, в "Самиздате". Этим путем пришли к читателю впервые книги

А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ', А.П. Платонова "Чевенгур",

БЛ. Пастернака "Доктор Живаго".

 

Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались много-

сложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнооб-

разнее. В то же время существенными потерями обернулись "перест-

роечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отно-

шения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая

материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией

культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в сво-

ем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.

Hosted by uCoz