Образование и наука. В 70-е годы в стране развернулась подготови-
тельная работа для введения всеобщего среднего образования. В городе
и на селе сооружались новые школы, их число превысило 140 тыс.
Увеличивалась численность учительских кадров. В целях улучшения
общеобразовательной подготовки учащихся были внесены изменения в
учебные программы. Начиная с четвертого года обучения, вводилось
изучение школьниками основ наук. В годы десятой пятилетки переход к
обязательному всеобщему среднему образованию был завершен. Одна-
ко, по мнению специалистов, выпускники школы были слабо подготов-
лены к самостоятельному труду. Намечалось обязательное компьютерное обучение школьников. Однако
слабость материально-технической базы школ не позволила осущест-
вить намеченный план полностью.
Сложными путями развивалась высшая школа. Расширялась сеть ву-
зов; многие институты были преобразованы в университеты. Для оказа-
ния помощи при поступлении в вузы работающей молодежи вновь соз-
давались рабфаки. Увеличилась сеть вечернего и заочного образования.
Многие молодые специалисты работали не по специальности. В годы
"перестройки" стали входить в практику договорные обязательства ме-
жду вузами и предприятиями на подготовку специалистов определенно-
го профиля. Это нововведение не привело к позитивным сдвигам в раз-
витии высшей школы и ее связях с производством.
Непросто развивалась отечественная наука. С конца 60-х годов в не-
которых ее отраслях наметилось отставание.
В 70-е годы капиталовложения в науку были увеличены, что позво-
лило преодолеть отставание в некоторых ее областях. Продолжалась
разработка научных программ, начатых в предшествующие годы. В ча-
стности, активно проводились космические исследования. Вошли в
практику длительные полеты людей в космос. Итоги космических изы-
сканий широко применялись в народном хозяйстве, в частности, в гео-
логии и рыболовстве. Велись исследования в области электроники и
лазерной техники. Было построены несколько атомных реакторов.
Решение народнохозяйственных задач требовало более тесного со-
единения науки с производством. Основной формой их слияния стали
научно-производственные объединения (НПО).
В условиях перехода к рыночным отношениям многие ученые изме-
нили характер своей деятельности, перейдя на работу в предпринима-
тельские и коммерческие организации. Некоторые представители точ-
ных наук покинули страну, с тем чтобы продолжить работу в зарубеж-
ных исследовательских центрах.
Литература и искусство. В литературе и искусстве второй половины
60-х - конца 80-х годов отчетливо видны две линии развития. Первая -
официально признанная. Она была представлена публикуемыми повес-
тями и рассказами, экспонируемыми на выставках художественными
полотнами, исполняемыми со сцен драматическими и музыкальными
произведениями. Кроме того, существовало неизвестное или малоизве-
стное большинству читателей и зрителей творчество деятелей культуры,
созданное не в рамках традиционного метода социалистического реа-
лизма. Некоторые из произведений официального искусства, высоко
оцененные в свое время руководящими органами культуры, оказались
"однодневками". И, наоборот, многие работы второго, непризнанного
ранее направления заняли видное место в отечественной культуре.
На рубеже 60-70-х годов в литературу вошла большая группа про-
заиков, темой творчества которых являлась современная им деревня.
Идеологизацид общественной жизни тяжело отражалась на развитии
живописи, киноискусства. Большие трудности приходилось преодоле-
вать организаторам выставок одного из талантливейших художников
И.С. Глазунова. В то же время была открыта "зеленая улица" для пуб-
ликации произведений заведомо слабых, но соответствующих идеоло-
гическим основам социалистической культуры. Во второй половине
70-х годов были опубликованы многомиллионными тиражами книги
Л.И. Брежнева "Малая земля", "Целина" и "Возрождение". Книги-
воспоминания, написанные по заданию Генерального секретаря ЦК
КПСС, носили публицистический характер и предназначались в основ-
ном для изучения в сети партийной учебы. Однако правление Союза
писателей СССР сочло возможным принять Л.И. Брежнева в ряды писа-
тельского Союза.
Запрещенные властями литературные произведения печатались, как
правило, в "Самиздате". Этим путем пришли к читателю впервые книги
А.И. Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ', А.П. Платонова "Чевенгур",
БЛ. Пастернака "Доктор Живаго".
Итоги "перестройки" для отечественной культуры оказались много-
сложными, неоднозначными. Культурная жизнь стала богаче и разнооб-
разнее. В то же время существенными потерями обернулись "перест-
роечные" процессы для науки, системы образования. Рыночные отно-
шения стали проникать в сферу литературы и искусства. Преодолевая
материальные трудности, борясь с диктатом рынка и вестернизапией
культуры, деятели литературы и искусства стремились сохранить в сво-
ем творчестве лучшие традиции культурного наследия России.